Думаю, чтобы говорить
Когда мы с пренебрежением относимся к чьим-то начинаниям, от нас как бы исходит скрытый посыл: сиди, где сидишь и не рыпайся, даже не пытайся раскрыть свои способности. Почему не пытаться раскрыть? Чем мы это обычно аргументируем? Тем, что все равно есть тот, кто делает лучше. И в этом случае посыл таков: есть тот, кто сделает вместо тебя. Ты не делай, ибо на то, что ты делаешь, смотреть противно, а вот он пусть делает, мы повтыкаем. Но на самом деле за тебя никто не сделает. И в первую очередь нам выгодно, чтобы каждый раскрыл свои способности и был на своем месте. Потому что иначе все будут только смотреть. И потому что когда каждый будет на своем месте, будет меньше безрадостной работы, и мы будем меньше страдать от нерадивости и тупизны вокруг. Ведь по сути, все те, кто в чем-то добились мастерства и делают что-то хорошо, когда-то позволили себе делать плохо.
В этой связи мне очень нравится пример с детьми. Очень часто родители, и даже учителя "призывают их к порядку", пытаются усмирить "слишком громкие" или "слишком эмоциональные" проявления. Но все эти постоянные "Тише!" и "Успокойся!" только подавляют желание что-то делать. А потом все удивляются - чегой-то человечек вырос таким безынициативным. Так вот, один препод нам рассказывал - если у вас ребенок, который на прошлом уроке молчал, на следующем начал крыть вас матом, вы должны радоваться этому, ибо это реально прогресс: вам удалось привлечь его внимание, получить ответную реакцию. Дальше надо просто правильно среагировать. И вот тут-то и кроется проблема на самом деле - обычно это требует какого-то труда, а прилагать какие-либо усилия нам лень.
В этой связи мне очень нравится пример с детьми. Очень часто родители, и даже учителя "призывают их к порядку", пытаются усмирить "слишком громкие" или "слишком эмоциональные" проявления. Но все эти постоянные "Тише!" и "Успокойся!" только подавляют желание что-то делать. А потом все удивляются - чегой-то человечек вырос таким безынициативным. Так вот, один препод нам рассказывал - если у вас ребенок, который на прошлом уроке молчал, на следующем начал крыть вас матом, вы должны радоваться этому, ибо это реально прогресс: вам удалось привлечь его внимание, получить ответную реакцию. Дальше надо просто правильно среагировать. И вот тут-то и кроется проблема на самом деле - обычно это требует какого-то труда, а прилагать какие-либо усилия нам лень.